Это такая история, где вербатим о работе, о трудовых отношениях, о карьере и много еще о чем, произносят актеры, копируя и манеру говорить. А некоторые из этих героев, из тех, кто рассказывал авторам спектакля о своей жизни, подходят к микрофону или камере, чтобы прочитать классические тексты — Достоевского и Платонова. Это очень интересно слушать, как художественный текст лишается театральности, становится документальным (кусочек из Платонова читали так, как будто это какая-то скупая хроника), а текст документальный, наоборот, становится поводом для игры, для интерпретации.
Здесь — внушительный временной размах — есть тексты очень пожилых (например, зачитывают текст одной старушки из номенклатурной семьи, а потом показывают ее на экране). Поражает, как живуч страх. Уже сейчас в 2017 эта женщина, у которой расстреляли отца, посадили мать, отвечая вполне приветливо и подробно, вдруг напрягается и быстро говорит: «про политику я не буду говорить, ничего не знаю». Такая привычка — быть начеку. Есть и совсем молодая девушка, родившаяся в год развала СССР. И когда слушаешь ее монолог, хочется размышлять о каких-то генетических, исторических вещах. Потому что сентенции эти бюрократическо-иждивенческого толка очень живучи и пугают именно в молодых — работа скучная, зато болеть можно сколько хочешь и т. д.
Спектакли Стадникова для меня — это всегда еще размышление о театре, проверка. И вот тут, например, я снова думала, как сложно и странно монтируются художественные тексты и документальные. Кусочек из «Преступления и наказания», допрос Раскольникова, он такой эстетский на фоне, например, протокола допроса Бухарина. А с другой стороны, начинаешь думать про то, как живуча традиция иезуитского, издевательского, ерничающего насилия власти, судебной, в первую очередь. Несмотря на множество тем, для меня этот спектакль именно про суд, тотальный, вывернутый наизнанку, суд как основополагающий принцип русской, советской, постсоветской жизни. И эта бесконечность — она и в нескончаемой нервной речи Бухарина, признающегося черт знает в чем и цепляющегося за какие-то нелепые мелочи (такая дозволенность, гибельная принципиальность), и в унылой дороге — ее в финале долго показывают на видео, а поверх плывут кусочки из документальных текстов, звучавших в спектакле, и в финальной композиции Дмитрия Власика, которую импровизационной, прислушиваясь друг к другу, исполняют актеры (хлопки и позвякивания). Хотя тут как раз ровно наоборот — вот эта финальная музыка — живая, самонастраивающийся, не требующая иерархии композиции, оставляющая свободу и возможность участия слушателю. Она про горизонталь, про сообщенничество — что мы еще можем противопоставить вертикали.
Анна Банасюкевич
Театральный критик