Чемодан-блюз

Спектакль по мотивам произведений Сергея Довлатова
Сергей Довлатов — писатель, понятный и близкий представителям самых разных слоев общества, от водителя до профессора. Феномен успеха его произведений у широкой публики объясняется уникальной способностью автора незаметно изменять угол зрения на простые жизненные ситуации, которые происходят с обычными людьми, таким образом, что за этой обыденностью читатель начинает четко видеть весь абсурд и трагизм происходящего, при этом продолжая слышать неизменно ироничную интонацию писателя, непосредственного участника многих описанных им случаев. Документально зафиксированное очевидцем событие, изложенная в манере анекдота история — это та форма, которая сегодня так близка и понятна любой аудитории.
О спектакле
«Чемодан-блюз» — это эпизоды из истории творчества и жизни Сергея Довлатова, которые актеры достают из Чемодана и представляют зрителю. Это литературно-музыкальное представление, в котором ностальгия и юмор неразлучны, семейные отношения узнаваемы, недавняя история страны складывается из судеб героев, а действующие лица являются не историческими персонажами, а художественными образами, созданными авторской фантазией.

Спектакль поставлен по мотивам произведений Довлатова «Чемодан», «Хочу быть сильным» и «Блюз для Натэллы». Павел Майков, известный актер, телеведущий, певец, музыкант, лидер групп «БуттерБродский» («ButterBrodsky»), «7 процентов» и «Магрит» исполняет на спектакле свои песни, а декорациями служат работы петербургской художницы Александры Овчинниковой из серии «Чемоданы».
Репортаж Первого канала о премьере спектакля «Чемодан-блюз», которая состоялась в сентябре 2016 года в Петербурге на фестивале в честь юбилея Сергея Довлатова — День Д.
Тизер к спектаклю «Чемодан-блюз»
Тизер к спектаклю «Чемодан-блюз»
В качестве декораций спектакля используются картины известной художницы Александры Овчинниковой из серии «Чемоданы».
Команда спектакля
Выпускник Сахалинского театрального училища (курс А. Полянкина) и МГУКИ (курс В. Зыкова — Н. Скорика). Артист Гоголь-центра.
Евгений Харитонов
Автор идеи, актер
Выпускник Театрального училища им. Б. Щукина, артист Гоголь-центра.
Сергей Муравьев
Режиссер, актер
Выпускник Школы-студии МХАТ (курс К.А. Райкина), артист Московского Художественного театра имени А. П. Чехова. Роли в кино и сериалах, в частности главная роль в фильме «Комбинат «Надежда».
Максим Стоянов
Актер
Выпускник ГИТИСа. Артист театра и кино, режиссер. Работал в театрах «Пигмалион» (Москва), «Камерная сцена» (Лобня), «Город» (Долгопрудный), Мичуринском драматическом театре.
Игорь Чигасов
Актер
Выпускница РАТИ-ГИТИС (мастерская В. Левертова и Б. Морозова), артистка Гоголь-центра, режиссер «Квинтета Раневской».
Юлия Гоманюк
Актриса
Выпускница Театрального института им. Б. Щукина, актриса театра и кино. Работает в Московском Театре Комедии, Домике Фанни Белл.
Екатерина Ефимова
Актриса
Известный актер театра и кино, звезда культового сериала «Бригада», телеведущий, певец, музыкант, лидер групп «БуттерБродский», «7 процентов», «Магрит».
Павел Майков
Музыка и стихи
Петербургский художник.
Александра Овчинникова
Художественное оформление
Художник по свету уникального таланта, известная многим по дизайну освещения в спектаклях Гоголь-центра, а также других московских театров: Театра Наций, Театра им. Моссовета, проекта «Платформа» и других.
Елена Перельман
Художник по свету
Отзывы о спектакле
  • Как у человека, рожденного еще в СССР и сполна хапнувшего обязательных походов в Рязанский Драматический театр с одноклассниками, само слово «спектакль» обычно вызывает стойкое отрицание и желание обсудить сие явление со своим психотерапевтом. То ли прекрасный рязанский опыт, то ли особенности темперамента обычно приводят меня во времяпрепровождения, где я могу быть участником, а не безвольными наблюдателем. Уже лет 10 слово «театр» вгоняет меня в психотравматическую тоску, так что заманить меня на какой-либо спектакль считается великим достижением, на уровне подписания Газпрома как одного из клиентов. Все остальное — это магия. Театр Труда, Чемодан, Сталевары, Большая Руда… Я вдруг оказываюсь внутри без какой-либо логики, понимания и осознания. Что-то происходит вокруг, и ты не можешь сопротивляться внешним силам, которые приводят тебя на Праздник. Театр Труда — это просто имя, которое дает тебе хоть какую-то зацепку к реальности. Но в общем все, что происходит вокруг — это реальная жизнь, в которую тебя внезапно засасывают неведомые силы. Извне есть и обычность — да, это спектакль, актеры, декорации, но как только ты внутри — это мир, жизнь и внезапность. Это объединение актера и зрителя, не через банальные новомодные иммерсионные технологии, а через обычные нормальные человеческие отношения. Это погружение в новый мир, не через хитро извернутое видение режиссера, а через искренность актеров. Это попасть в мир, где тебе все рады и ты не знаешь, где окажешься в следующий момент: на вечеринке с главным героем или за кулисами в пробах на новую роль :) Смотрите Чемодан, вспоминайте Довлатова и расскажите мне потом, что интересного с вами случилось. А оно случится обязательно!
    Один из зрителей
  • Он появился в моей жизни где-то между первым и вторым курсом университета. Появился настолько стремительно и в то же время вальяжно, что я даже не успела осознать, насколько прочную позицию он занял в моей жизни. В те дни, я точно помню, раз по пятьдесят на дню слушала «Ave Maria» Каччинни и читала «Зону». Читала и влюблялась. Угадайте, почему мою собаку зовут Глафира? Очень приятным открытием в эту осеннюю пятницу для меня стал спектакль «Чемодан-блюз» в Театре Труда. Это было абсолютное удовольствие. Смешно, грустно, задумчиво и легкомысленно. Передан весь шарм прозы Сергея Донатовича. А уж когда прозвучала моя любимая цитата, сомнений у меня вообще никаких не осталось — это любовь. Единственное расстройство — было мало. Час пролетел молниеносно. Отдельная благодарность за музыку. Влюбляюсь я ушами. И я влюбилась. Павел Майков с этой стороны был мне неизвестен, но это было прекрасно. Настолько атмосферно и круто, что я даже не могу выразить эмоции. Саундтрек к спектаклю я бы скачала! В общем, тем, кто не был, очень рекомендую. Даже если вы не знакомы с творчеством Сергея Довлатова, вы все равно получите удовольствие. Я бы ходила на этот спектакль еще и еще. Так что, Театр Труда, ждите. Не на этот спектакль, так на другие. Вы покорили мое сердце.
    Одна из зрительниц
  • Сергей Довлатов — особенный писатель, способный насмешить до коликов одним лишь предложением. Спектакль по мотивам его произведений — «Чемодан-блюз» в Театре Труда — получился очень душевным и смотрелся на одном дыхании. На заднем фоне мы наблюдали черно-белый Петербург с его каналами, мостами, улочками и соборами. В роли Довлатова выступал харизматичный и талантливый Евгений Харитонов. Да и все актеры были на высоте, играли с юмором, легко. Зал реагировал очень живо. Конечно, надо еще уметь сыграть так, чтобы было смешно — и актеры справились с этим на все сто! Свои песни в спектакле исполнял Павел Майков. Получилось очень душевное музыкальное оформление, все было гармонично и красиво. Совсем не хотелось уходить, расставаться с героями историй и таким чудесным юмором. Спасибо всем, кто работал над этим спектаклем! Читайте Довлатова, смотрите Довлатова!
  • Спектакль «Чемодан-блюз» по мотивам произведений Сергея Довлатова пролетает, как одно мгновение. За час с небольшим перед нами проносится целая жизнь писателя — учеба, влюбленность, зона, эмиграция. На сцене — письменный стол, разлетаются листы бумаги, чемоданы клацают застежками. На заднем фоне — черно-белые фотографии Ленинграда. Посередине этого уютного хаоса нам начинают рассказывать истории. И почти сразу же из обложечных людей с чемоданами актеры превращаются в очень-очень настоящих и обаятельных персонажей, живущих прямо там, внутри ироничного довлатовского текста. Актеры прекрасны и очень подходят своим персонажам. Более того. Сейчас скажу страшное. Оказалось, что Евгений Харитонов настолько соответствует моему представлению об образе писателя, что кажется, даже настоящий Довлатов не был бы так органичен в роли самого себя. Добродушный юмор, звон граненых стаканов и порой совершенно уморительные сцены (половина зала рыдала от смеха!) — вот что такое «Чемодан-блюз». Это хороший и искренний спектакль, ни на каплю не растерявший обаяния довлатовского языка и даже его преумноживший.
  • Я вообще с трудом представляла, как можно передать атмосферу «Чемодана» на сцене. Но режиссеру и актерам это, бесспорно, удалось! Спектакль шел всего около часа, там приведены 2−3 истории из сборника. И сопровождается он просто великолепной живой музыкой. Уже где-то посередине я поняла, почему мне знакомо лицо того, кто пел и играл на гитаре — это был актер, игравший Пчелу из «Бригады»… Вообще давно не чувствовала себя в театре не зрителем, а участником истории — ты как будто не наблюдаешь со стороны, а участвуешь в том, что происходит. Такое ощущение, что в этом театре изобрели машину времени и за совсем небольшую сумму прокатили всех желающих в 60-е-70-е.
    Вероника
    Одна из зрительниц